Характеристика романа "Бойцовский клуб" американского писателя Чака Паника и экранизации режиссера Дэвида Финчера. Эго-изменения главного героя романа.


История создания
Роман "Бойцовский клуб" был выпущен в 1996 году американским издательством Norton & Co.". В 1999 году режиссер Дэвид Финчер экранизировал роман с участием актера Брэда Питта. Неуравновешенную Мару Лэссинджер в фильме сыграла актриса Хелен Бонэм Картер.
Агрессивный характер Тайлера в фильме подчеркивается его одеждой и внешним видом — красные очки и красная кожаная куртка. Для создания необходимой атмосферы большая часть съемок проходила ночью, а при съемках дневных сцен выбирались тенистые места.
Идея написать роман о бойцовском клубе пришла к Чаку Палике во время поездки в летний лагерь, где молодой писатель участвовал в драке. После драки Чак был весь в синяках и ушибах и явно чувствовал себя неважно, но его коллеги предпочитали делать вид, что ничего не замечают. Это подтолкнуло автора к написанию романа, намеренно игнорируя последствия насилия, поскольку люди не хотели знать, что происходит с другими.
Вначале автор написал еще один роман "Невидимые монстры" и попытался его опубликовать, но издатель назвал роман "возмутительным" и отказался его публиковать. Несмотря на отказ издателя, Паланик начал писать "Бойцовский клуб". В "Бойцовском клубе" была предпринята попытка стать еще более "возмутительной", чем его предыдущие произведения.
Первоначально автор написал семистраничный рассказ, который вошел в сборник, но идея оказалась слишком хороша, чтобы оставить ее в таком виде; Паланик развил ее и создал роман, в который в качестве главы вошел первоначальный рассказ.
Бойцовский клуб" переиздавался дважды — в 1999 и 2004 годах. К последнему изданию Чак Паник написал предисловие, в котором изложил собственное видение причин популярности "Бойцовского клуба"; по словам Паланика, он первым из авторов того времени создал новую социальную модель человека в литературе.
После выхода книги и фильма появилось множество подражателей, которые повторяли противоправное поведение Тайлера, например, в ресторанах. Поджог ресторана Open Lime, где Тайлер уходит от рассказчика фильма, был прозван "Поцелуем Тайлера", и преданные поклонники фильма стали наносить аналогичный ущерб; сам Паланик называет таких подражателей "обезьянами".
Есть и более мирные проявления фанатской преданности: поклонники "Бойцовского клуба" рисуют картины с любимыми героями, копируют прически или делают татуировки с изображениями из кино. Производители выпускают халаты, подобные тому, что носил Тайлер, а сувенирные фигурки героев — шубы. Фанаты, увлекающиеся соционикой, пытаются определить социотип Тайлера.
«Бойцовский клуб»
Биография Тайлера Делдена полна "мусора". Герой продает мыло, сделанное из человеческого жира, предположительно для лучшего эффекта. Этот жир проносят из клиники, где проводится липосакция. До этого Тайлер работал киномехаником и для развлечения расхваливал семейные фильмы семейным фильмам. Кроме того, Герой работал официантом в ресторане, где добавлял собственную мочу и фекалии в блюда, подаваемые посетителям.
У Героя не было постоянного жилья, и он устроил себе "нору" в выброшенном и заброшенном доме. Дом захламлен старыми книгами и журналами, вода из кранов ржавеет и течет, а во время дождя приходится отключать электричество, что говорит о плохом состоянии крыши и проводки.
Тайлер много курит и обращается к обществу потребления и характерной для него культуре, к капитализму и всей системе работы по найму, к обществу потребления и работе по найму в целом. В этом смысле Тайлер противоположен герою-повествователю, он — типичный продукт современного общества, потребитель и наемный офисный работник.
Вместе герои организуют бойцовский клуб — место, где люди могут побить друг друга и таким образом "выпустить пар". Впоследствии из бойцовского клуба вырастает группа боевиков "Разгром". Он продолжает функционировать и после "смерти" своего основателя.
Тайлер Даммел — это вариация на тему эго-рассказчика, рожденного в результате подавления внутренних обид героя. В романе нарушается хронология событий, и уже в первой главе читатель находит Тайлера. Тайлер кладет ему в рот ствол пистолета и настаивает на том, что он должен умереть, чтобы стать бессмертным.
Первоначальная встреча рассказчика с Тайлером переносится в третью главу романа, где героя находят на пляже. В фильме Дэвида Финчера встреча рассказчика с Тайлером происходит в самолете, а остальные события — как в книге. В 6-й главе романа Рассказчик остается без квартиры — происходит взрыв. Герой встречает Тайлера в баре, между ними завязывается драка, а позже Тайлеру приходит в голову идея создать бойцовский клуб.
В фильме Дэвида Финчера образ Тайлера интерпретируется как индивидуализация бессознательного протагониста вместе с его инстинктивными импульсами. Жизнь рассказчика аккуратна и скучна, и Тайлер оказывается "подрывом" этой жизни, демонстрируя ее искусственность и возвращая протагонисту утраченный тонус.
Согласно сюжету, главный герой страдает от бессонницы, вызванной его нелюбовью к своей жизни. Он работает консультантом по страхованию, часто путешествует по стране и живет в "одноразовом мире".
Из-за бессонницы герой ощущает искажение реальности, и вместо того, чтобы прописать ему снотворное, врач советует ему вступить в группу поддержки смертельно больных и умирающих людей, чтобы увидеть тех, кто действительно болен. Там герой знакомится с Марой Сингер, здоровой девушкой, которая, как и сам герой, посещает группу, чтобы избавиться от страха смерти.


После взрыва герой теряет свою квартиру, переезжает к Тайлеру и постепенно начинает жить прежней жизнью, пополняя свой круг друзей новыми знакомыми.
Бойцовский клуб, организованный героями, набирает обороты. По всей стране открываются новые филиалы, членам клуба поручают антиобщественные задания, которые они беспрекословно выполняют, и клуб приобретает вид террористической организации. Члены клуба планируют акты вандализма, захватывают местных чиновников и начинают калечить их гениталии. Тайлер готовит крупный теракт.
Тем временем главный герой начинает встречать людей, которые считают его Тайлером Дерденом, и понимает, что Тайлера не существует, что он — раздвоенная личность. Главный герой осознает, что своими руками создал террористическую организацию. В конце концов герой пытается застрелиться, чтобы остановить свое агрессивное альтер-эго, но вместо того, чтобы умереть, попадает в психиатрическую клинику.
Интересные факты
Если присмотреться, то можно заметить, что буквально в каждой сцене фильма Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" присутствует чашка с логотипом Starbucks.
Актеры сильно напились, чтобы сделать более убедительными сцены, в которых главные герои фильма, Эдвард Нортон и Брэд Питт, напиваются и бьют по мячам для гольфа. То же самое происходит и в сцене, где персонаж Эдварда Нортона бьет по уху персонажа Брэда Питта. Режиссер Дэвид Финчер провоцировал Питта на то, чтобы тот действительно ударил его, но изначально он должен был сделать вид, что делает это. В результате зрители могут оценить настоящий страдальческий хмурый взгляд Брэда Питта и смех Эдварда Нортона над ним.
Тайлер Дёрден реален
Инструкция по изготовлению взрывчатки в домашних условиях, о которой читает в фильме Тайлер Делден, также должна была быть сначала настоящей. Однако создатели фильма испугались, что это создаст угрозу общественной безопасности, и заменили инструкцию на выдуманную. Однако те, кто хочет узнать, как на самом деле делаются взрывные устройства, могут прочитать романы Паланика. Там инструкции подлинные.
Готовясь к съемкам, актеры Брэд Питт и Эдвард Нортон брали уроки мыла и бокса. Когда вышел "Бойцовский клуб", Брэд Питт не хотел, чтобы его родители смотрели этот фильм.
В фильме Тайлер Делден имеет чип в переднем зубе. Это не компьютерная графика. Брэд Питт действительно пошел к стоматологу и временно снял коронку с зуба, чтобы вживить чип, который сделает его похожим на настоящий.
Читатели не знают имени главного героя романа. Он постоянно придумывает себе вымышленные имена, которые люди используют в разговоре с ним. Иногда рассказчик произносит фразы, в которых фигурирует конкретный "Джек", например, "Я — Джек, проживший жизнь впустую". Однако "Джек" — это не имя рассказчика. Только рассказчик читает журнал "Ридерз Дайджест". Там печатается уникальный мультфильм и в монологе произносятся внутренние органы людей. Фразы о Джеке — пародия на эти кофейные материалы.
Цитаты
‘Аварийный выход на высоте 30 000 футов. Иллюзия безопасности’.
‘В конце концов то, чем ты владеешь, начинает владеть тобой’.
‘Это твоя жизнь, и каждая минута короче’.
‘Я бы не хотел умереть без единой царапины’.
‘У тебя так много мыла, что ты можешь взорвать все, что захочешь’.
‘Мы видели отца богов’. А что это говорит нам о Боге, если отец от нас отказался? Подумайте о такой возможности: Господь отворачивается от вас, и вы для Него в принципе неинтересны, может быть, даже отвратительны. Но есть вещи и похуже. Они нам не нужны! В заднице вечные страдания, в заднице тон греха! Разве мы нежеланные дети Божии? Так пусть они будут у нас!"
‘Самосовершенствование — мастерство, саморазрушение — вот что нам нужно’.
‘Перестать цепляться за все и плюнуть на все. Плюньте!"
‘Люди всегда спрашивают меня: знаю ли я, что Тайлер — дарден?’
‘И Тайлер абсолютно прав:
Если вы — психолог BoA, то сила — это кролик.
Пора сбрасывать лишний жир.
Нам нужно мыло, чтобы очистить мир".
(из песни "Бойцовский клуб" рок-группы Launa)

